Кыргызский национальный академический театр оперы и балета
Untitled Document
                                      

Untitled Document
 

РЕПЕРТУАР
на Ноябрь 2017 года

 
»

02 ноября, четверг.
Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики представляет…
Торжественное собрание и концерт, посвящённые празднованию «Дня работника культуры Кыргызской Республики».
Начало в 15.00 часов.

 
»

03 ноября, пятница.
«ТЫНЧТЫК КЕРЕК НАЗИК ГYЛДОРГО, 60+40».
Авторский концерт композитора и аранжировщика Соорбека КЫНАТОВА.
Начало в 16.00 часов.

 
»

04 ноября, суббота.
Борис Асафьев. «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН».
Балет в трёх действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

05 ноября, воскресенье.
Светлана Кибирова. «ТРИ ПОРОСЁНКА».
Балет для детей в двух действиях.
Начало в 11.00 часов.

 
»

05 ноября, воскресенье.
Джоаккино Россини. «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК».
Комическая опера в трёх действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

11 ноября, суббота.
Джузеппе Верди. «ТРУБАДУР».
Опера в четырёх действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

12 ноября, воскресенье.
Пётр Вальдгард. «КОШКИН ДОМ».
Опера для детей в двух действиях.
Начало в 11.00 часов.

 
»

12 ноября, воскресенье.
Адольф Адан. «ЖИЗЕЛЬ».
Балет в двух действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

15 ноября, среда.
«Юбилейный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения выдающейся оперной певицы, народной артистки СССР Сайры КИЙИЗБАЕВОЙ».
Концерт с участием ведущих солистов кыргызской оперы.
Начало в 18.00 часов.

 
»

18 ноября, суббота.
Людвиг Минкус. «ДОН КИХОТ».
Балет в двух действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

19 ноября, воскресенье.
Игорь Морозов. «ДОКТОР АЙБОЛИТ».
Балет для детей в двух действиях.
Начало в 11.00 часов.

 
»

19 ноября, воскресенье.
Пётр Чайковский. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
Опера в трёх действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

25 ноября, суббота.
Насыр Давлесов. «АСТА СЕКИН: КОЛУКТУ!»
(«ОСТОРОЖНО: НЕВЕСТА!»)
Музыкальная комедия в двух действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

26 ноября, воскресенье.
Пётр Вальдгард. «КОШКИН ДОМ».
Опера для детей в двух действиях.
Начало в 11.00 часов.

 
»

26 ноября, воскресенье.
Адольф Адан. «КОРСАР».
Балет в трёх действиях.
Начало в 17.00 часов.

 
»

29 ноября, среда.
«Юбилейный вечер оперной певицы, народной артистки Кыргызской Республики Эсенбю НУРМАНБЕТОВОЙ (колоратурное сопрано)».
В программе концерта мировая оперная классика, произведения кыргызских композиторов.
Начало в 17.00 часов.

 
»

30 ноября, четверг. 
Общественный благотворительный фонд «Yмут Шамы» 
при поддержке Министерства культуры, информации 
и туризма Кыргызской Республики представляет... 
«YЗYЛБОГОН YМYТТОР». 
Благотворительный концерт, посвящённый 
«Международному дню инвалидов». 
Начало в 17.30 часов.

 
 

СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ
НА РЕПЕРТУАРНЫЕ СПЕКТАКЛИ
Кыргызского театра оперы и балета

ВЕЧЕРНИЕ СПЕКТАКЛИ
балкон – от 100 до 250 сомов
амфитеатр, партер – от 350 до 450 сомов

ДНЕВНЫЕ СПЕКТАКЛИ
балкон – 100 сомов
амфитеатр, партер – от 150 до 200 сомов

ПРЕМЬЕРНЫЕ СПЕКТАКЛИ
балкон – 300 сомов
амфитеатр, партер – от 400 до 500 сомов

СПЕКТАКЛИ С УЧАСТИЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ АРТИСТОВ
балкон – 500 сомов
амфитеатр, партер – от 1000 до 1300 сомов

По вопросам приобретения билетов
обращаться по телефонам:

+996 (312) 661841 (билетная касса)
+996 (312) 661452 (администраторы)

 

Уважаемые зрители!

Для Вашего комфорта теперь приобрести 
билеты 
на мероприятия и спектакли
Кыргызского театра оперы и балета 

можно на сайте он-лайн продажи билетов 
по адресу:
 

Всегда рады видеть Вас
на наших представлениях!

 
     
Балет

КЫРГЫЗСКИЙ БАЛЕТ

   

Кыргызский балет один из самых молодых в мире, насчитывает шесть десятилетий своей творческой жизни. Однако истоки его имеют значительно давнюю историю, тесно связаны с богатыми народными устно-поэтическими и музыкальными традициями, фольклором. За сравнительно короткий период национальный балетный театр обрел собственный репертуар, воспитал одарённых танцовщиков. Теперь – это театр высокой профессиональной культуры, национально самобытный, широкий в своих творческих поисках.

Кыргызский балет не только утвердил на своей сцене лучшие образцы классической хореографии, воспринял достижения прославленной русской школы классического танца, но и решил сложную задачу – создал целый ряд спектаклей, утверждающих национальные темы, национальные образы, в которых всё пронизано красками и духом народного кыргызского искусства. Особое значение для балетного коллектива имеют произведения великого русского композитора П.И.Чайковского, воплотившие мир высоких человеческих чувств, красоты и поэзии.

Рождение кыргызского балета следует отнести к 1940 году, именно тогда произошло знаменательное событие – состоялась премьера балета В.Власова, В.Фере «Анар». Уже в этом спектакле, первенце классической национальной хореографии, были намечены некоторые сложные формы танца.    
Этапным для молодой кыргызской хореографии стал балет композитора М.Раухвергера «Чолпон» в 1944 году. В заглавной партии выступала юная  Бибисара Бейшеналиева. «Чолпон» ознаменовал рассвет искусства профессионального танца на земле Кыргызстана.
В подготовке профессиональных кадров артистов балета большую роль сыграло Ленинградское академическое хореографическое училище имени А.Я.Вагановой, Московское хореографическое училище и Фрунзенское хореографическое училище, открытое в 1943 году. Многие из выпускников этих учебных заведений стали ведущими деятелями искусства Кыргызской Республики.
Выдающаяся балерина современности Б.Бейшеналиева возглавила список мастеров. Ведущие танцовщики Н.Тугелов, С.Кабеков, Э.Мадемилова стали первыми национальными хореографами.
Главные партии в балетах исполняли Дж.Арсыгулова,

Па-де-де из балета Л.Минкуса "Дон Кихот"
КИТРИ - солистка балета Ирина Исаева
БАЗИЛЬ - народный артист КР Акан Нуртазин

фото - Лилия Саркисян
С.Джокобаева, Ч.Джаманова, Б.Суслов, Е.Воеводкин, М.Эсамбаев.
В последующие годы в число мастеров национальной хореографии вошли У.Сарбагишев, Р.Чокоева, Б.Алимбаев, А.Баетова, Б.Арунов. Исполнительские традиции развили А.Токомбаева, Ч.Базарбаев, А.Ирсалиев, Б.Куттубаев, Е.Тюрякулова, С.Тукбулатова, Р.Таирова, А.Рыскулов, К.Сыдыков, Д.Бийсеев, А.Нуртазин, М.Ласточкина, Д.Садыркулов и другие.
Кыргызский балет создал самобытный репертуар, включающий спектакли классического наследия и национальный репертуар. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Баядерка». «Корсар», «Бахчисарайский фонтан» и многие другие постановки показали артисты Кыргызстана за рубежом, выступая на лучших сценах мира.       
Балетный театр Кыргызстана по праву завоевал признание «лаборатории» советской хореографии. Особая роль в этой работе принадлежит У.Сарбагишеву, выдающемуся балетмейстеру.
«Асель», «Спартак», «Прометей», «Томирис», «Сказ о Манкурте», «Куйручук», «Материнское поле», «Бастилия» получили огромное признание и любовь зрителей.


Сцена из балета М.Равеля "Болеро"
Исполняют артисты балета
Кыргызского театра оперы и балета
Сцена из балета В.Власова и В.Фере "Анар"
АНАР - артистка балета Асель Айдарова
   
"Танец с саблями" из балета А.Хачатуряна "Гаянэ"
Солистка балета Инесса Малышева и народный артист Кыргызской Республики Акан Нуртазин
Солисты балета Эмиль Акматов и Досмат Садыркулов
фото - Лилия Саркисян
   
Артистка балета Елена Овчинникова
в "Малахитовом" зале театра
"Китайский танец" из балета П.И.Чайковского "Щелкунчик"
Исполняют артисты балета Елена Овчинникова
и Эмилбек Токтобеков
 
Хореографическая композиция на музыку из балета М.Равеля "Болеро"
Исполняют солистка балета Аида Адали и народный артист КР Акан Нуртазин
 
"Индусский танец" из балета Л.Минкуса "Баядерка"
Слева-направо: Тариэл Акбашев, Анарбек Мамбеталиев, Эркин Абулгазиев, Нурзат Шаршеев,
Аскар Толобаев, Базаркул Кыясынов, Денис Локотков (апрель, 1995 г.)

В настоящее время кыргызский балет имеет прекрасный творческий потенциал, о чём свидетельствуют новые постановки двух последних десятилетий, балеты: «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Сказки Венского леса» И.Штрауса, «Весна священная», «Петрушка» И.Стравинского, «Раймонда» А.Глазунова, рок-балет «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова, модерн-балет «Манкурт» К.Молдобасанова, «Лебединое озеро» П.Чайковского (редакция 2016 года), «Доктор Айболит» И. Морозова…
Сегодня в балетной труппе Кыргызского театра оперы и балета с успехом работают молодые танцовщики: Асель Айдарова, Айдай Акылбекова, Екатерина Белоус, Аккар Мамбетахунова, Мадина Минжилкиева, Зарина Мухаметшина, Ясмина Насырова, Елена Овчинникова, Зарема Хайруллина, лауреат Международных конкурсов, заслуженный артист Кыргызской Республики Марат Сыдыков, лауреат Международных конкурсов Фарух Садыркулов, Элес Арыков, Александр Брюханов, Саади Иманкулов, Тилек Кийизбаев, Эрмек Сыдыгалиев и другие.

3 1 2

Па-де-де из балета Л.Минкуса «Дон Кихот»
КИТРИ – солистка балета Асель Айдарова
БАЗИЛЬ – заслуженный артист КР Талант Осмонов
фото – Ташболот Досалиев


1 2 3
Па-де-де из балета А.Хачатуряна «Спартак»
ФРИГИЯ – солистка балета Асель Айдарова
СПАРТАК – заслуженный артист КР Талант Осмонов
фото – Ташболот Досалиев

3 1 2
Па-де-де из третьего акта балета П.Чайковского «Лебединое озеро»
ОДЕТТА – солистка балета Асель Айдарова
ПРИНЦ ЗИГФРИД – заслуженный артист КР Талант Осмонов
фото – Ташболот Досалиев

Кыргызский балет никогда не ограничивал свою деятельность лишь стационарной работой, активно укреплял и расширял связи с театральным искусством других народов. С успехом проходили гастроли театра в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Киеве, Сочи, Новокузнецке, Кемерово, Барнауле, Омске, Краснодаре, городах Центральной Азии. Артисты балета выезжали во многие страны мира: Китай, Турцию, Германию и другие, представляя балетное искусство нашей республики. 
Культурные связи с зарубежными странами являются важной составной частью творческой деятельности театра. Кыргызский театр оперы и балета являлся инициатором и главным организатором «Первого, Второго, Третьего и Четвёртого Международных фестивалей балетного искусства имени народной артистки СССР Бибисары Бейшеналиевой» (1996, 2000, 2008 и 2016 гг.). Более 50 балетных спектаклей последнего периода прошли с участием звёзд мировой величины и ведущих солистов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

 
 
 

Акан Нуртазин, 1963 года рождения, народный артист Кыргызской Республики, выпускник Кыргызской национальной консерватории в 2013 году (квалификация – «Режиссёр-балетмейстер»).
После окончания Московского академического хореографического училища в 1982 году был принят на работу в Кыргызский театр оперы и балета им. А.Малдыбаева на должность артиста балета, за короткое время освоил весь репертуар классических и современных балетных спектаклей театра. Исполнил ведущие партии во многих спектаклях классического, современного и национального репертуара: Принц Зифгрид, Ротбарт («Лебединое озеро» П.Чайковского), Базиль, Лоренцо («Дон Кихот» Л.Минкуса), Конрад («Корсар» А.Адана), Альберт («Жизель» А.Адана), Красс, Спартак («Спартак» А.Хачатуряна), Солор («Баядерка» Л.Минкуса), Юноша («Шопениана» Ф.Шопена), Вацлав, Гирей («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), Клавдио («Любовью за любовь» Т.Хренникова), Царь Кир («Томирис» У.Мусаева), Жуаньжуань («Сказ о Манкурте» К.Молдобасанова по произведению Ч.Айтматова «И дольше века длится день…»), Жайнак (балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова), Куйручук в одноимённом балете К.Молдобасанова и другие. Показал себя высокопрофессиональным танцовщиком: каждая партия, исполняемая Аканом Нуртазиным, отличается оригинальностью, глубиной проникновения артиста во внутренний мир того или иного образа, в который артист вносит индивидуальные черты. В 1989 году за роль маркиза де Лантенака в балете «Бастилия» был удостоен «Первой премии» за лучшую роль, а в 1991 году на праздновании фестиваля «Нооруз-91» за исполнение драматической роли Сонг-Лилинга в спектакле «М. Баттерфляй» был удостоен «Первой премии за лучшую мужскую роль», также является обладателем «Премии Союза молодежи Кыргызстана» и удостоен «Первой премии» «Первого конкурса артистов балета средней Азии и Казахстана» в 1989 году.
За большие заслуги и вклад в развитие театрального искусства был удостоен почётного звания «Заслуженный артист Кыргызской Республики» в 1992 году, а в 2001 году – почётного звания «Народный артист Кыргызской Республики».
За время творческой работы Акан Нуртазин неоднократно принимал участие в гастрольных поездках творческого коллектива театра по городам бывшего Советского Союза и в разные годы представлял национальную культуру за рубежом: Сирия, Иордания, Япония, Китай, Германия и другие.
В театральных сезонах 2007-2008 гг. и 2008-2009 гг., будучи исполняющим обязанности главного балетмейстера театра, творческим коллективом под руководством Акана Нуртазина были успешно восстановлены балетные спектакли: «Баядерка» и «Пахита» Л.Минкуса (2007 г.), «Спартак» А.Хачатуряна (2007 г.), а также «Шопениана» Ф.Шопена (дважды в 2007 и 2009 гг.).
С сентября 2009 года по апрель 2014 года Акан Нуртазин являлся главным балетмейстером театра, где возглавлял административную и творческую работу, зарекомендовав себя грамотным специалистом, уделяющим большое внимание правильному кадровому формированию балетной труппы театра, всецело проявляя свои организаторские способности. В этот период им организованы памятные мероприятия: «Вечер памяти народного артиста СССР Чолпонбека Базарбаева» (февраль 2009 г.), «Вечер памяти народной артистки КР Инги Левченко» (декабрь 2009 г.); являлся ассистентом балетмейстера в поставленных танцах для премьеры оперы У.Гаджибекова «Кёроглы» с международным составом исполнителей из Азербайджана, Казахстана, Турции и тюркских республик России, посвящённой 15-летию Международной организации «ТЮРКСОЙ», состоявшейся на сценах Кыргызского театра оперы и балета, Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, театров оперы и балета г.Анкары (Турция) и г.Баку (Азербайджан) в сентябре 2009 года. Аканом Нуртазиным поставлены танцы в премьере оперы Дж.Верди «Травиата», с участием солистов Государственного академического Большого театра России (ноябрь 2009 г.), а также в восстановленной музыкальной комедии Н.Давлесова «Аста секин: колукту!» («Осторожно: невеста!») в январе 2011 года. В декабре 2012 года Аканом Нуртазиным восстановлен балетный спектакль П.Чайковского «Щелкунчик».
С ноября 2017 года назначен на должность главного балетмейстера Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева.

 

Мадина МИНЖИЛКИЕВА

 

Мадина Минжилкиева, 1982 года рождения, заслуженная артистка Кыргызской Республики, солистка балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева; выпускница Бишкекского хореографического училища в 2000 году; продолжила обучение в Кыргызской национальной консерватории, которую окончила по специальности «Режиссёр-балетмейстер» в 2007 году. За годы учёбы в училище принимала участие в конкурсах: «Юные таланты» (лауреат «Первой премии», 1997 г.), «Грация» (лауреат «Первой премии», 1998 г.), «Юные таланты» (лауреат «Первой премии», 1999 г.), а также является обладательницей «Специального приза имени народной артистки СССР Бибисары Бейшеналиевой».
После окончания училища в 2000 году начала свой творческий путь в качестве артистки кыргызской балетной труппы, где исполнила свои первые сольные партии: па-де-труа, Испанский и Венгерский танцы, большие лебеди («Лебединое озеро» П.Чайковского); трио («Корсар» А.Адана и Л.Делиба); вставное па-де-де («Жизель» А.Адана); Уличная танцовщица, Мерседес, Цветочница («Дон Кихот» Л.Минкуса); Чёрная жена («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева); трио («Баядерка» Л.Минкуса) и многие другие. Принимая участие и в постановках современной хореографии балетмейстера-постановщика Лоранс Левассёр (Франция), успешно исполнила танцевальные партии в модерн-балете И.Стравинского «Петрушка» (2007 г.).
С ноября 2015 года по настоящее время является солисткой балета-ведущим мастером сцены и творческим лидером кыргызской балетной труппы, исполняя все ведущие и заглавные партии в репертуарных спектаклях мировой и национальной балетной классики: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского); Медора («Корсар» А.Адана и Л.Делиба); Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса); Фригия, Эгина («Спартак» А.Хачатуряна); Гамзатти («Баядерка» Л.Минкуса); Айдай («Чолпон» М.Раухвергера); Толгонай (балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова); Кончитта («Юнона и Авось» А.Рыбникова) и многие другие.
Всегда активно принимает участие в подготовке и проведении всех ответственных выступлений балетного коллектива, имеющих важное международное, общественно-политическое и государственное значение, в разные годы принимала участие во всех гастрольных поездках национальной балетной труппы в республике и за её пределами.
Являлась участницей балетных спектаклей ряда международных фестивалей балетного искусства, проходивших с участием звёзд мирового балета, которые состоялись на кыргызской сцене:
- «Третьего Международного фестиваля балетного искусства имени народной артистки СССР Бибисары Бейшеналиевой», который проходил в марте 2008 года, с участием солистов балета Государственного академического Большого театра России, Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, а также артистов балета из Республики Саха-Якутия (М.Минжилкиева исполнила заглавную партию Гамзатти в балете «Баядерка» Л.Минкуса, с участием солистки Государственного академического Большого театра России, лауреата международных конкурсов и Государственной премии России, народной артистки РФ Н.Грачёвой и солиста театра «Альберта-балет» (Канада), народного артиста Татарстана, лауреата международных конкурсов А.Ахметова, а также «Лебединое озеро» П.Чайковского, с участием солистки Государственного академического Большого театра России, лауреата международных конкурсов, заслуженной артистки РФ М.Аллаш и солиста Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, лауреата Международных конкурсов А.Любимова);
- «Четвёртого Международного фестиваля балетного искусства имени народной артистки СССР Бибисары Бейшеналиевой», посвящённого 90-летию со дня её рождения, состоявшегося в мае 2016 года, с участием ведущих солистов балета из Азербайджана, Армении, Германии, Казахстана, Кыргызстана и России (спектакли «Жизель» А.Адана, с участием ведущих солистов балета Армянского национального академического театра оперы и балета имени А.Спендиаряна М.Ованнисян и лауреата Международных конкурсов Р.Мурадяна и «Лебединое озеро» П.Чайковского, с участием ведущих солистов балета Баварского государственного балета Е.Петиной и Дрезденской государственной оперы, лауреата Международных конкурсов Д.Вегиния; участница заключительного гала-концерта фестиваля).
За годы своей творческой деятельности неоднократно поощрялась благодарностями руководства театра за высокие показатели в труде и общественной деятельности.
За особый вклад в сохранение и развитие исторического и культурного наследия народа Кыргызской Республики, в подготовку, организацию и проведение Всемирных игр кочевников, мероприятий, посвященных 100-летию национально-освободительного восстания и трагических событий 1916 года, а также за большие достижения в профессиональной деятельности по итогам «Года истории и культуры» Указом Президента Кыргызстана награждена почётным званием «Заслуженный артист Кыргызской Республики» в декабре 2016 года.

 
Елена ОВЧИННИКОВА
 

Елена Овчинникова, 1979 года рождения, заслуженная артистка Кыргызской Республики, солистка балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева; окончила Бишкекское хореографическое училище в 1997 году (педагог – народная артистка Кыргызской Республики, профессор И.Е.Левченко); выпускница Кыргызского государственного института искусств им. Б.Бейшеналиевой в 2003 году (специальность – «Педагогика хореографии»).
С 1997 года в кыргызской балетной труппе, за годы творческой работы мастерски овладела танцевальными партиями в спектаклях текущего репертуара: «Лебединое озеро» П.Чайковского (па-де-труа, танец маленьких лебедей, танец больших лебедей); «Жизель» А.Адана (Мирта); «Спартак» А.Хачатуряна (Эгина); «Шопениана» Ф.Шопена (Солистка); «Пахита» Л.Минкуса (Солистка); «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева (Зарема); «Дон Кихот» Л.Минкуса (Повелительница дриад, вставные вариации), а также «Корсар» А.Адана, «Чолпон» М.Раухвергера, «Болеро» М.Равеля; с успехом принимала участие в современных балетах: «Вечность» К.Медетбековой, «Ступени» в постановке народного артиста КР К.Сыдыкова, «Весна священная» И.Стравинского, в постановке Лоранс Левассёр (Франция).
Первая большая и главная роль Елены Овчинниковой была в спектакле «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева. Поразив зрителя своим актёрским мастерством и техникой исполнения, с лёгкостью смогла передать черты характера любимой жены Гирея – Заремы. Партия Заремы, исполненная балериной, насыщена глубоким драматизмом и душевным переживанием. Её кошачья грация, легкий прыжок, взгляд, наполненной страстью, – это всё её героиня, гордая и любящая грузинка Зарема.
Эту роль по праву можно считать открытием актёрских способностей балерины, которая и стала для артистки самой любимой.
Партия коварной обольстительницы Эгины из балета «Спартак» А.Хачатуряна в её исполнении – одно из ярчайших актёрских проявлений на сцене нашего театра: солистка балета, и раньше проявлявшая свой талант в сложнейших партиях, вновь поразила зрителя своей необыкновенной лёгкостью. Будучи зрителем, забываешь, что перед тобой игра актёра, и становишься как бы участником происходящего. Просто невозможно усидеть, оставаясь равнодушным к исполнению: по телу пробегает дрожь от столь беспощадных деяний преданной Крассу Эгины. Солистка балета Елена Овчинникова раскрывает каждый образ настолько, что кажется – это не игра, а часть её жизни, и каждый спектакль – это определённый эпизод.
За годы своей творческой деятельности неоднократно принимала участие в республиканских и международных конкурсах артистов балета: «Арабеск-1998» (г.Пермь, Россия, 1998 г.), конкурс артистов балета им. Б.Бейшеналиевой «Терпсихора» (г.Бишкек, 1999 г.) и многих других.
В рамках проведения «Дней культуры города Санкт-Петербурга в Кыргызстане», состоявшихся в октябре 2013 года, с успехом танцевала в спектаклях «Шопениана» Ф.Шопена и «Пахита» Л.Минкуса в составе труппы балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Принимала участие в мероприятиях «Второго, Третьего и Четвёртого Международных фестивалей балетного искусства имени Б.Бейшеналиевой», которые состоялись в 2000, 2008 и 2016 гг. соответственно. Программа проведения фестивалей была представлена классическими балетными спектаклями, а также заключительными Гала-концертами с участием солистов Государственного академического Большого театра России, Государственного театра «Кремлёвский балет» (г.Москва), Государственного академического Мариинского театра (г.Санкт-Петербург), «Альберта-балета» (Канада), Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), а также звёзд балета из Азербайджана, Армении, Германии, Казахстана, Таджикистана и нашей страны.
В ноябре 2012 года участвовала в «Международном фестивале оперного и балетного искусства», посвящённом 70-летию Кыргызского театра оперы и балета имени А.Малдыбаева, который состоялся с участием звёзд балета из Театра «Кремлёвский балет» (г.Москва), Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета (г.Баку), а также солистов оперы из Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая (г.Алматы) и Государственного академического Мариинского театра (г.Санкт-Петербург).
Свою творческую деятельность солистка совмещает с педагогической, передавая свой богатый опыт молодому поколению артистов балета: в 2005-2006 гг. – педагог-хореограф Центра эстетического воспитания детей «Балажан» (г.Бишкек), а с 2010 г. является педагогом-хореографом Кыргызского государственного института искусств им. Б.Бейшеналиевой. Начиная с 2014 года, работает также педагогом-хореографом и репетитором в Федерации восточных танцев Кыргызской Республики. 
С 2003 года осуществила постановки современных хореографических номеров: танцевальный номер на музыку И.-С.Баха («Музыкальный театр имени Хусейна Мухтарова», 2008 г.), хореографический номер на музыку В.-А.Моцарта (при поддержке Посольства ФРГ в Кыргызстане в 2009 г.), номер «Танго» (Кумпарсита) в 2010 году, номера современной хореографии: «Танец под луной» (2013 г.) на музыку К.Дженкинса (исполнитель – солистка балета Зарина Мухаметшина), «Птицы» (2016 г.) на музыку современных зарубежных композиторов, «Персидский танец» (2017 г.) в стиле «модерн» и другие.
За заслуги в развитии кыргызского хореографического искусства награждена «Почётной грамотой Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики» в 2014 году.
За особый вклад в развитие социально-экономического, духовного и интеллектуального потенциала страны Указом Президента Кыргызстана удостоена почётного звания «Заслуженный артист Кыргызской Республики» в августе 2017 года.

 
Досмат САДЫРКУЛОВ
 

Досмат Садыркулов, 1970 года рождения, заслуженный артист Кыргызской Республики, ведущий солист Кыргызского театра оперы и балета, окончил Бишкекское хореографическое училище в 1981 году и Ленинградское академическое хореографическое училище имени А. Вагановой в 1989 году, в классе педагогов Л.Мельниковой и В.Иванова.
С 1989 года работает в Кыргызском театре оперы и балета. Исполнил более 20 ведущих балетных партий в спектаклях: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Баядерка», «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Спартак» А.Хачатуряна, «Корсар» А.Адана и Л.Делиба, «Чолпон» М.Раухвергера и многие другие.
Обладает прекрасными хореографическими и актерскими данными, яркой индивидуальностью, блестяще владеет техникой танца. Принимал участие в международных конкурсах артистов балета: Первом международном конкурсе артистов балета им. М.Сабировой (г.Душанбе, Таджикистан) в 1991 году; Международном конкурсе артистов балета «Арабеск-92» (г.Пермь, Россия) в 1992 году; Международном фестивале, посвященном 70-летию народной артистки СССР Б.Бейшеналиевой (г. Бишкек) в 1996 году.
В 1995 году был приглашен на гастроли в Омский музыкальный театр, где исполнил главные партии в балетах: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.Чайковского, а в 1997 году снимался в короткометражном документальном фильме режиссера Г.Шакировой «Судьба таланта» и в роли волшебника Каара фильма-сказки «Жанар-Куш» (Киностудия «Кыргызфильм», 1998 г.).
Преподает уроки классического и дуэтного танцев в Бишкекском хореографическом училище имени Ч.Базарбаева, осуществил постановку танцев для концертной программы Бишкекского драматического театра «Тунгуч».
За заслуги в развитии культуры и искусства республики в ноябре 2006 года присвоено почетное звание «Заслуженный артист Кыргызской Республики».

 

Марат СЫДЫКОВ

Марат Сыдыков, 1990 года рождения, заслуженный артист Кыргызской Республики, лауреат Международных конкурсов артистов балета, солист балета-ведущий мастер сцены Кыргызского театра оперы и балета имени А.Малдыбаева.
Искусству танца начал обучение в 1997 году в Бишкекском хореографическом училище имени Ч.Базарбаева, а с 2006 по 2009 гг. обучался в Английской национальной балетной школе (English National Ballet School) (г.Лондон, Великобритания), окончив которую, был принят в балетную труппу Кыргызского театра оперы и балета в мае 2010 года.
Для танцовщика сезон 2010-2011 гг. стал насыщенным на премьеры: характерный Бирбанто в «Корсаре» А.Адана, коварный Нурали и романтичный Вацлав в «Бахчисарайском фонтане» Б.Асафьева, искромётный и лёгкий Базиль, а также Эспада в «Дон Кихоте» Л.Минкуса, властный Красс в балете «Спартак» А.Хачатуряна запомнились зрителю своим ярким исполнением. Также в его репертуаре партии: Божок («Баядерка» Л.Минкуса), Солдат, Жайнак (балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова), па-де-де и па-де-труа в балетах «Жизель» А.Адана и «Лебединое озеро» П.Чайковского.
За время работы в театральном сезоне 2011-2012 гг. исполнил ведущие балетные партии: Хамид-Аль-Рашид («Шехеразада» Н.Римского-Корсакова); Десятник Нур («Половецкий стан» А.Бородина); Алымбек-датка в молодости в премьерах балета С.Бактыгулова «Алай ханышасы – Курманжан-датка» («Курманжан-датка – царица Алая») балетмейстера-постановщика, народного артиста КР К.Сыдыкова, посвящённых 200-летию со дня рождения Курманжан-датки; Джинн в балете «Чолпон» М.Раухвергера, а также заглавные партии Принца Зигфрида и Щелкунчика-принца в балетах П.Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Блестяще исполнил заглавные партии Солора в балете «Баядерка» Л.Минкуса (2013 г.), Чёрта в премьере хореографической картины «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш.Гуно балетмейстера-постановщика, заслуженной артистки КР Р.Таировой (2013 г.), также Графа Альберта в балете «Жизель» А.Адана (2014 г.).
Работами современного балетного репертуара Марата Сыдыкова стали:
- участие в одноактном модерн-балете «Алкоо» балетмейстера-постановщика, лауреата Международного конкурса Т.Осмонова, представленном в рамках его авторского проекта в апреле 2011 года, где заглавная партия одного из Мужчин в исполнении Марата Сыдыкова по праву покорила зрителя своим проникновенным исполнением и неповторимостью созданного образа;
- успешное исполнение заглавной партии Юноши в премьере модерн-балета «На грани» балетмейстера-постановщика Ч.Аджибаева, посвящённой Международному дню борьбы со СПИДом в декабре 2013 года.
В составе творческого коллектива успешно гастролировал с труппой Английского национального балета (г.Лондон, Великобритания) по различным городам Европы в 2009 году.
Участие в международных конкурсах:
В апреле 2012 года принимал участие в первом и во втором турах «ХII открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-2012» имени Екатерины Максимовой» (г.Пермь, Россия).
В июне 2013 года выступал на «ХII Международном конкурсе артистов балета и хореографов» (г.Москва, Россия), где по результатам состязаний прошёл во второй тур соревнований.
В июне 2014 года участвовал в «Пятом международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (г.Сочи, Россия), по результатам состязаний в котором был удостоен «Второй премии», «Серебряной медали» и звания лауреата Международного конкурса.
В октябре 2014 года являлся участником Красноярского международного конкурса балета «Гран-при Сибири», который состоялся в рамках «Третьего международного форума «Балет XXI век» на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета (г.Красноярск, Россия).
В июле 2015 года хорошо выступил в старшей группе участников «Восьмого Корейского международного конкурса артистов балета» /«VIII Korea International Ballet Competition-2015»/ (г.Сеул, Республика Корея), по результатам состязаний в котором стал бронзовым призёром, был удостоен «Третьей премии» и звания лауреата Международного конкурса.
В апреле 2016 года достойно выступил в старшей группе участников «XIV Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск-2016» им. Екатерины Максимовой» (г.Пермь, Россия), где стал серебряным призёром и был удостоен «Второй премии», а также звания лауреата Международного конкурса.
В мае 2016 года принимал участие в первом и во втором турах «VIII Международного конкурса артистов балета в г.Хельсинки» /«VIII Helsinki International Ballet Competition-2016»/ (г.Хельсинки, Финляндия); в июле 2016 года – в «Пятом Международном конкурсе артистов балета» /«V International Istanbul Ballet Competition»/ (г.Стамбул, Турция); в августе 2016 года – в «XIII Сеульском Международном танцевальном конкурсе» /«XIII Seoul International Dance Competition-2016»/ (г.Сеул, Республика Корея); в сентябре 2016 года – в «Третьем Международном конкурсе артистов балета» (г.Астана, Республика Казахстан); в ноябре 2016 года – в Международном конкурсе балета «Гран-при Сибири» (г.Красноярск, Россия) и в июне 2017 года – в «ХIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов» (г.Москва, Россия), по результатам состязаний в которых удостоен «Третьих премий».
Награды:
- лауреат «Третьей премии» «ХIII Международного конкурса артистов балета и хореографов» (г.Москва, Россия) в июне 2017 года;
- лауреат «Третьей премии» Международного конкурса балета «Гран-при Сибири» (г.Красноярск, Россия) в ноябре 2016 года;
- за вклад в развитие исторического и культурного наследия народа Кыргызстана, социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала республики, многолетний плодотворный труд, мужество и отвагу, в честь 25-летия независимости Кыргызстана, Указом Президента Кыргызской Республики от 30 августа 2016 года присвоено почётное звание «Заслуженный артист Кыргызской Республики»;
- лауреат «Второй премии» «XIII Сеульского Международного танцевального конкурса» (г.Сеул, Республика Корея) /«XIII Seoul International Dance Competition-2016»/ в августе 2016 года;
- лауреат «Второй премии» «XIV Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск-2016» им. Екатерины Максимовой» (г.Пермь, Россия) в апреле 2016 года;
- дипломант «Третьего Международного конкурса артистов балета в г.Астане» (Казахстан) в сентябре 2016 года;
- дипломант «Пятого Международного конкурса артистов балета» (г.Стамбул, Турция) /«V International Istanbul Ballet Competition»/ в июле 2016 года;
- за вклад в развитие культуры и искусства Кыргызской Республики награждён Знаком Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики «Маданияттын мыкты кызматкери» в сентябре 2015 года;
- лауреат «Третьей премии» «Восьмого Корейского международного конкурса артистов балета» /«VIII Korea International Ballet Competition-2015»/ (г.Сеул, Республика Корея) в июле 2015 года;
- награждён «Почётной грамотой Правительства Кыргызской Республики» в знак признания особых заслуг перед государством в июле 2014 года;
- дипломант Государственной молодёжной премии Кыргызской Республики имени Чынгыза Айтматова за 2011-2012 гг. в номинации «За лучшие произведения театрального, циркового искусства и актёрского мастерства» в декабре 2014 года;
- лауреат «Второй премии» и «Серебряной медали» «Пятого международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (г.Сочи, Россия) в июне 2014 года.

 
 

Роза Таирова, 1953 года рождения, заслуженная артистка Кыргызской Республики, выпускница Московского академического хореографического училища (ныне – Московская государственная академия хореографии), по классу заслуженной артистки РСФСР Н.В. Золотовой.
После окончания учёбы в 1973 году Р.Таирова была принята на работу артисткой балета в Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С.Айни.
На молодую балерину обратила внимание легендарная балерина, народная артистка СССР, лауреат Международных конкурсов Малика Сабирова, считая Розу Таирову способной, многообещающей артисткой. Она отметила её технику, чистоту исполнения, высокий прыжок, устойчивость, музыкальность, лёгкость и академизм. Вскоре молодой балерине стали поручать сольные, а затем и ведущие партии: Золушка в балете «Золушка» С.Прокофьева; Китри в балете «Дон Кихот» Л.Минкуса; Аврора в балете «Спящая Красавица» П.Чайковского; Эсмеральда в балете «Эсмеральда» Ц.Пуни и другие.
С молодой артисткой скрупулёзно работал педагог-репетитор, заслуженный артист России Р.Саморуков.
В 1977 году Роза Таирова была приглашена в Киргизский государственный академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева солисткой балета. Первые её выступления в балетах «Спящая Красавица» и «Дон Кихот» покорили и публику, и труппу театра: Роза Таирова блистательно продемонстрировала академическую школу и свою неповторимую индивидуальность, она показала высокую технику, яркий темперамент, она просто «летала» по сцене.
За время работы Роза Таирова исполнила все ведущие партии классического, национального и современного репертуара: Жизель («Жизель» А.Адана); Чолпон в одноимённом балете М.Раухвергера; Медора («Корсар» А.Адана, Л.Делиба); Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского); Гамзатти («Баядерка» Л.Минкуса); Маша («Щелкунчик» П.Чайковского); Фригия, Эгина («Спартак» А.Хачатуряна); Зейнеп («Куйручук» К.Молдобасанова); Лиза («Тщетная предосторожность» Ф.Герольда); Балерина («Петрушка» И.Стравинского); Раяда («Томирис» У.Мусаева); Солистка («Пахита» Л.Минкуса); Алиман (балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова) и многие другие.
На сцене Роза Таирова жила в мире своих героинь, перевоплощаясь до неузнаваемости. Её таланту было подвластно любое эмоциональное состояние, она владела широкой палитрой нюансов, оттенков и с каждым новым выступлением умела найти «свежие краски» для своего образа. Движением, пластикой, мимикой она с поразительной точностью передавала внешность, внутренний мир своего персонажа, его трансформацию в ходе драматургического развития.
Блистательно Роза Таирова танцевала Вакханку в хореографической картине «Вальпургиева ночь» (опера «Фауст» Ш.Гуно); конкурсный номер «Венецианский карнавал» Ц.Пуни; «Первый учитель» (по произведению Ч.Айтматова), за исполнение которого на «Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета» в г.Москве получила «Почётную грамоту» престижного жюри, а постановщик номера, народный артист КР М.Асылбашев завоевал второе место.
Педагогами и наставниками Розы Таировой были народные артисты КР Инга Левченко и Берик Алимбаев, главный балетмейстер театра, народный артист КР, лауреат Государственной премии  СССР, профессор Уран Сарбагишев и народная артистка КР Рейна Чокоева. Её партнёрами были народный артист СССР Чолпонбек Базарбаев, народные артисты КР Арстанбек Ирсалиев, Кубанычбек Сыдыков и Акан Нуртазин, заслуженный артист КР Анвар Рыскулов и другие.
За большие заслуги в развитии кыргызского театрального искусства Розе Таировой присвоено почётное звание «Заслуженная артистка Кыргызской Республики». Награждена Дипломами, Почётными грамотами Министерства культуры и Республиканского комитета профсоюза работников культуры Киргизской ССР.
С 1980 года Роза Таирова по совместительству работала педагогом классического танца и актёрского мастерства в Бишкекском хореографическом училище им. Ч.Базарбаева. Как педагог проявила себя профессионалом, умеющим добиваться от учащихся грамотности, чистоты исполнения каждого движения, музыкальности и внутреннего самовыражения. Её ученики работают в разных странах, многие из них лауреаты различных конкурсов. Педагогическая деятельность Розы Таировой отмечена значком «Отличник образования Кыргызской Республики».
В настоящее время заслуженная артистка Кыргызской Республики Роза Таирова работает репетитором по сценическому движению в Кыргызском театре оперы и балета, продолжая передавать свой богатый профессиональный опыт артистам балета, бережно сохраняя традиции классического и национального наследия.

 

Айзада ТУМАКОВА

Айзада Тумакова, 1976 года рождения, солистка балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева; приглашённая артистка балета труппы «Les Вallets Рersans»  (Швеция) с 2013 года, заслуженная артистка Кыргызской Республики (2001 г.), выпускница Московского академического хореографического училища в 1994 году (класс педагогов М.Юсим, М.Самороковой, Е.Синельниковой, Е.Ватуля), а также Кыгргызского государственного института искусств им. Б.Бейшеналиевой, по специальности педагог-хореограф, в 2004 году.
С 1994 по 2006 гг. являлась солисткой балета-ведущим мастером сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева, исполняла все заглавные партии классического и современного балетного репертуара театра. С 2010 по 2013 гг. по контракту работала ведущей солисткой балета в Таджикском государственном академическом театре оперы и балета им. С.Айни. В период с 2004 по 2005 гг. в рамках повышения квалификации проходила творческую стажировку в Государственном академическом Мариинском театре (г.Санкт-Петербург). Является почётным членом Международной академии искусств с 2009 года.
В разные годы принимала участие в международных конкурсах, а также в фестивалях балетного искусства в гг. Гамбурге (Германия), Вене (Австрия), Москве (Россия), Минске (Беларусь), Цюрихе (Швейцария).

 

Асель Айдарова, 1984 года рождения, выпускница Бишкекского хореографического училища, в 2003 году; солистка балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева.
В 2003 году Асель Айдарова начинает свой трудовой путь в качестве артистки балета Кыргызского театра оперы и балета, где с первых дней работы обратила на себя внимание своими внешними данными, хорошей технической подготовкой, ярким артистизмом и преданным отношением к работе, в связи с чем ей были поручены первые сольные партии: повелительница дриад в балете Л.Минкуса «Дон Кихот»,  па-де-труа в балете П.Чайковского «Лебединое озеро»,  трио в балете Л.Минкуса «Корсар», в па-де-де из балета А.Адана «Жизель», а затем и некоторые ведущие. Будучи студенткой, успешно исполнила ведущую партию в балете Л.Минкуса «Пахита» в 1999 году.
Асель Айдарова всегда ответственно относится к работе над каждой ролью, находится в постоянном стремлении повысить свой технический танцевальный уровень, неустанно оттачивает точность исполнения танца, отшлифовывает сложные движения, ищет собственные краски в образах героинь, чем добивается запоминаемости и яркой индивидуальности создаваемых ею образов. Гротесково-взрывная и в то же время прекрасно-коварная Айдай в исполнении Айдаровой в балете М.Раухвергера «Чолпон» покорила зрителя. Благодаря такому творческому отношению к роли, балет «Чолпон» стал и остаётся вершиной кыргызского балетного искусства.
В 2005 году в премьере балета И.Штрауса «Сказки Венского леса» Асель Айдарова с успехом исполнила заглавную партию Анны, в 2008 году – партию Раймонды в премьере одноимённого балета А.Глазунова, в восстановленном балетном спектакле Л.Минкуса «Баядерка» – партию Никии, а также партию Солистки в балете Ф.Шопена «Шопениана» (2009 г.), которые и в настоящее время регулярно исполняются балериной в текущих репертуарных спектаклях. Ей удалось донести до публики всю глубину и силу этих образов, о чём свидетельствуют аншлаги в зрительном зале на спектаклях с её участием и газетные публикации критиков. Также в репертуаре балерины ещё пять сложнейших партий: Жизель из одноимённого балета А.Адана, Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского), Медора («Корсар» А.Адана и Л.Делиба), Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса) и Фригия («Спартак» А.Хачатуряна). Исполнение этих ролей требует не только технического и актёрского мастерства, но и большой творческой зрелости.

 
Екатерина БЕЛОУС

Екатерина Белоус, 1985 года рождения, артистка балета Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева, исполнительница танцев фламенко и модерн, хореограф.
Выпускница Бишкекского хореографического училища им. Ч.Базарбаева в 2004 году. После окончания обучения в период с 2004 по 2006 гг. работала артисткой балета Кыргызского театра оперы и балета, с 2006 по 2012 гг. работала преподавателем балета и хореографом в г.Пекине (Китай).
В период с 2010 по 2012 гг. – танцовщица в стиле «модерн» в труппе «Beijing Dance LDTX», являлась организатором фламенко-клуба «Пенья Фламенко Пекин» (г.Пекин, Китай).
С 2012 года в балетной труппе Кыргызского театра оперы и балета, принимает участие во всех  репертуарных спектаклях.

 

1

Мария Касымова, 1954 года рождения, выпускница Кыргызского государственного института искусств им. Б.Бейшеналиевой в 2001 году. С 1972 года, после окончания Кыргызского государственного музыкально-хореографического училища, работала артисткой балета. Всегда активно принимает участие в подготовке и проведении всех ответственных выступлений коллектива Кыргызского театра оперы и балета в республике и за её пределами. За долгие годы своей творческой деятельности была участницей всех декад и «Дней культуры Кыргызской Республики» в Узбекистане, Таджикистане, России (гг. Москва, Санкт-Петербург). В качестве солистки балета активно гастролировала во всех поездках балетной труппы театра, исполняла сольные партии в балетных спектаклях: «Спартак» А.Хачатуряна, «Жизель» А.Адана, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Чолпон» М.Раухвергера, «Баядерка» Л.Минкуса.
За время работы в Кыргызском театре оперы и балета в качестве балетмейстера осуществила постановки танцевальных сцен и танцев в оперных спектаклях. Будучи балетмейстером балетной труппы, высококвалифицированным специалистом, долгие годы творческой деятельности в театре выполняет большой объём педагогическо-балетмейстерской работы. Высокий профессионализм и авторитет балетмейстера подтвердила своей успешной работой над постоянным повышением хореографического мастерства, проводя многочисленные репетиции закрепленных за ней спектаклей: оперы «Ай-Чурек» В.Власова, А.Малдыбаева, В.Фере и «Курманбек» Н.Давлесова, балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова, балеты: «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Спартак» А.Хачатуряна, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Болеро» М.Равеля, «Жизель» А.Адана, «Чолпон» М.Раухвергера, «Баядерка» Л.Минкуса, «Раймонда» А.Глазунова; являлась репетитором всех балетных спектаклей ряда международных фестивалей балетного искусства:
- «Третьего международного фестиваля балетного искусства имени Б.Бейшеналиевой», который проходил в марте 2008 года, с участием солистов балета Государственного академического Большого театра России, Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, а также артистов балета из Республики Саха (Якутия);
- «Международного фестиваля оперного и балетного искусства», посвящённого 70-летию КНАТОБ им. А.Малдыбаева, который состоялся в ноябре 2012 года, с участием ведущих солистов балета Театра «Кремлёвский балет», Государственного академического Большого театра России, Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета (спектакли «Чолпон» М.Раухвергера, «Жизель» А.Адана и заключительный гала-концерт с участием всех гостей фестиваля);
- «Первого международного фестиваля балетного искусства «Восходящая звезда», который состоялся в марте 2014 года, с участием молодых артистов балета из ведущих театров Казахстана, России, Сирии, Таджикистана, Швеции, солистов и артистов КНАТОБ им. А.Малдыбаева, а также учащихся Бишкекского хореографического училища им. Ч.Базарбаева (балет «Корсар» А.Адана и заключительный гала-концерт с участием всех гостей фестиваля).
За 43 года своей творческой деятельности в театре Мария Касымова воспитала не одно поколение известных артистов, проявив себя талантливым и трудолюбивым педагогом, достойно представляя хореографическое искусство в городах республики и за рубежом: Россия, Узбекистан, Германия, Китай, за что неоднократно отмечена благодарностями руководства театра. За свой долгий и замечательный трудовой путь награждена Почётной Грамотой Республики Кыргызстан в 1992 году и медалью «Ветеран труда» в 2008 году.
В настоящее время Мария Касымова является балетмейстером и репетитором по сценическому движению в Кыргызском театре оперы и балета.

 

Тилек КИЙИЗБАЕВ

Тилек Кийизбаев, 1997 года рождения, солист балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева, окончил с отличием Бишкекское хореографическое училище имени Ч.Базарбаева в 2016 году (класс заслуженного артиста КР Досмата Садыркулова), по специальности «Артист балета, артист ансамбля народных танцев».
Заниматься хореографией начал в 2010 году в Детском музыкальном театре «Таберик» (г.Бишкек, Кыргызстан); творческая деятельность в Кыргызском театре оперы и балета – с марта 2013 года.
За годы работы в театре исполнил партии: Щелкунчик-принц и четвёрка кавалеров («Щелкунчик» П.Чайковского), Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П.Чайковского), гран-па («Раймонда» А.Глазунова), Юноша («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), заглавная партия Нурдина в балете М.Раухвергера «Чолпон». Принимает участие во всех репертуарных спектаклях и концертных программах.
Являясь выпускником классической балетной школы, с успехом принимал участие и в постановках современной хореографии балетмейстера-постановщика, лауреата Международного конкурса, заслуженного артиста КР Таланта Осмонова: модерн-балет «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ» по мотивам романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» (2014 г.); ведущая партия одного из манкуртов в модерн-балете «МАНКУРТ» на музыку Калыя Молдобасанова, по мотивам романа Чынгыза Айтматова «И дольше века длится день» (2015 г.).
В 2013 году исполнил заглавные партии в модерн-балетах «АННА ПАВЛОВА» (юноша) и «НА ГРАНИ» (друзья), на музыку современных зарубежных композиторов, в постановке режиссёра-хореографа Чынгыза Аджибаева; в 2016 году являлся участником одноактного модерн-балета «ПОДВИЖНЫЕ КОРНИ» хореографа Николь Морель (Швейцария).
Выражая постоянное стремление к повышению своего образовательного уровня, в настоящее время Тилек Кийизбаев является студентом Кыргызской национальной консерватории имени К.Молдобасанова, по специальности «Режиссёр-балетмейстер».
За время обучения в Бишкекском хореографическом училище имени Ч.Базарбаева участвовал в многочисленных танцевальных конкурсах и фестивалях, по результатам проведения которых имеет награды:
- лауреат «Второй премии» в номинации «Классический танец» «Второго Международного конкурса хореографических учебных заведений «Ак-Куу-2016» (г.Бишкек, Кыргызстан) в 2016 году;
- лауреат «Третьей премии» Международного фестиваля искусств «Аваза» (г.Ашхабад, Туркменистан) в 2013 году;
- лауреат «Первой премии» в номинации «Народный танец» «Первого Международного конкурса хореографических учебных заведений «Ак-Куу-2012» (г.Бишкек, Кыргызстан) в 2012 году;
- лауреат «Второй премии» в номинации «Народный танец» «Второго Международного конкурса хореографических учебных заведений «Орлеу» (г.Алматы, Казахстан) в 2011 году;
- лауреат «Первой премии» в номинации «Классический танец» и «Приз зрительских симпатий» «Второго конкурса учащихся Бишкекского хореографического училища им. Ч.Базарбаева «Алтын шаты» (г.Бишкек, Кыргызстан) в 2014 году.
Является стипендиатом Президента Кыргызской Республики в 2016-2017 годах.

 
Зарина МУХАМЕТШИНА

Зарина Мухаметшина, 1979 года рождения, выпускница Бишкекского хореографического училища, в 1997 году. В этом же году начинает свою творческую деятельность в Кыргызском театре оперы и балета. Будучи студенткой, дебютировала на сцене театра ведущей партией солистки в балете Л.Минкуса «Пахита». Первыми творческими шагами молодой балерины стали сольные вторые партии: Цветочница («Дон Кихот» Л.Минкуса), трио («Корсар» А.Адана), трио («Баядерка» Л.Минкуса), танец маленьких лебедей и па-де-труа («Лебединое озеро» П.Чайковского). Репертуар балерины вскоре пополнился успешно исполненными партиями солистки в балете «Шопениана» Ф.Шопена, Марии («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), Фригии («Спартак» А.Хачатуряна), Чолпон в одноимённом балете М.Раухвергера.
Зарина Мухаметшина пробует свои силы и в современной хореографии, исполняя ведущие партии в постановках кыргызского балетмейстера, народного артиста КР Кубанычбека Сыдыкова: «Анар» В.Власова, А.Малдыбаева, В.Фере, «Ступени» А.Шаматова, «Вечность» К.Медетбековой, «Дуэль» В.Романа. В 2006 году балетмейстером Анастасией Куликовой (г.Москва) по мотивам знаменитой одноимённой рок-оперы был поставлен рок-балет в двух действиях на музыку А.Рыбникова «Юнона и Авось», где первой исполнительницей заглавной партии Кончитты стала Зарина Мухаметшина. Исполнение роли главной героини потребовало от артистки огромного эмоционального напряжения, где за два действия спектакля героиня успевает прожить целую жизнь: от юной ветреной кокетки, влюблённой и растерявшейся от чувств девушки, до целеустремлённой и бесстрашной женщины, отстаивающей своё право на счастье, но погибающей от долгого ожидания любимого и невозможности соединиться с ним. В роли Кончитты наиболее ярко проявилось лирико-драматическое дарование балерины, а воплощённый ею образ со всей полнотой заиграл гранями, демонстрируя глубину его красоты.
Природный дар, работоспособность и постоянное стремление к совершенству позволили Зарине Мухаметшиной по праву заслужить высокое звание солистки балета-ведущего мастера сцены, которого она была удостоена в 2006 году. В следующем театральном сезоне ведущая солистка балета исполнила две сложнейшие заглавные партии: Жизель в одноимённом балете А.Адана и Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского). Несколько успешных дебютов Зарины Мухаметшиной состоялись и в 2008 году: солистка представила вниманию зрителей заглавные партии Никии («Баядерка» Л.Минкуса) и Анны («Сказки Венского леса» И.Штрауса); яркие драматические партии – в кыргызских национальных балетах «Асель» В.Власова (Асель) и «Материнское поле» К.Молдобасанова (Алиман); ответственную партию одной из подруг в премьере балета «Раймонда» А.Глазунова и роль Ласточки в премьере балета для детей «Доктор Айболит» И.Морозова.
По приглашению режиссёра-постановщика Н.Асанбекова Зарина Мухаметшина успешно исполнила роль Незнакомки в драматическом спектакле, поставленном по мотивам повести Чынгыза Айтматова «Красное яблоко» сцене Национального театра русской драмы имени Ч.Айтматова в 2009 году.
В 2014 году у ведущей солистки кыргызского балета состоялась премьера исполнения заглавной партии Маши-принцессы в балете «Щелкунчик» П.Чайковского, а в 2015 году балерина просто блистала в заглавной партии Найман-эне в премьере модерн-балета «Манкурт» К.Молдобасанова (по мотивам романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день», балетмейстера-постановщика, заслуженного артиста КР Т.Осмонова). В этом же году она с неизменным успехом исполнила заглавную партию в балете-драме «Алай ханышасы – Курманжан-датка» («Курманжан-датка – царица Алая») С.Бактыгулова (балетмейстер-постановщик – народный артист КР К.Сыдыков).
Сегодня в творческом багаже солистки кыргызской балетной сцены 22 ведущие партии классического, национального и современного балетного репертуара театра. Она очень ответственно относится к работе над каждой ролью, постоянно повышая свой технический уровень и тщательно работая над созданием образов. И все они запоминаются самобытностью исполнения, а также искренностью балерины, которая не просто танцует, а проживает на сцене жизни своих героинь.
Заслуги Зарины Мухаметшиной сегодня по достоинству отмечены государством и обществом: в 2014 году награждена Знаком Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики «Маданияттын мыкты кызматкери», а 2016 году – «Грамотой Общественного фонда сохранения культурных ценностей «Тогуз Кайрык» за большой вклад в кыргызское балетное искусство и создание ярких образов во всех национальных спектаклях, поставленных в театре за последние 20 лет.
За вклад в развитие исторического и культурного наследия народа Кыргызстана, социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала республики, многолетний плодотворный труд, мужество и отвагу, в честь 25-летия независимости Кыргызстана, Указом Президента Кыргызской Республики от 30 августа 2016 года награждена «Почётной грамотой Кыргызской Республики».

 

Гулаим САДЫБАКАСОВА

Гулаим Садыбакасова, 1986 года рождения, солистка балета-ведущий мастер сцены Кыргызского национального ордена Ленина академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева, выпускница Бишкекского хореографического училища им. Ч.Базарбаева, выпускница Кыргызской национальной консерватории им. К.Молдобасанова, по специальности «Режиссёр-балетмейстер», в 2015 году.
Начала свою творческую деятельность в 2005 году в Кыргызском театре оперы и балета. За время творческой работы освоила большинство заглавных партий балетного репертуара театра, которые исполнила на высоком профессиональном уровне: Алиман (балет-оратория «Материнское поле» К.Молдобасанова); Чолпон в одноимённом балете М.Раухвергера; Джамиля в премьере одноимённого балета по повести Ч.Айтматова; Айнуру (Лунный свет) в премьере модерн-балета «Манкурт» К.Молдобасанова (по мотивам романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день», балетмейстера-постановщика, заслуженного артиста КР Т.Осмонова); Медора и трио («Корсар» А.Адана), па-де-де в балете «Жизель» А.Адана; па-де-труа в балете «Лебединое озеро» П.Чайковского; Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса); Вакханка в премьере хореографической картины «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш.Гуно. Успешно выступает в заглавных партиях: Мария («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева), Солистка («Шопениана» Ф.Шопена), Жизель в одноимённом балете А.Адана и Танечка («Доктор Айболит» И.Морозова).
Также в репертуаре ведущие и вторые партии классического балетного репертуара: Амур («Дон Кихот» Л.Минкуса); Паненка («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева); Ману, Баядерки, Трио («Баядерка» Л.Минкуса); Па-де-труа, Неаполитанский танец, Невесты, Маленькие лебеди в балете «Лебединое озеро» П.Чайковского; Нафа, Белка («Три поросёнка» С.Кибировой), а также «Классическое па-де-де» П.Чайковского (постановка Дж. Баланчина), «Первый учитель» С.Полуэктова (постановка народного артиста КР Мелиса Асылбашева) и другие.
Принимала участие в постановках современной хореографии балетмейстера-постановщика Лоранс Левассёр (Франция): исполнила танцевальные партии в балетах И.Стравинского «Весна священная» (2006 г.) и «Петрушка» (2007 г.), а также в модерн-балетах балетмейстера-постановщика, лауреата Международного конкурса, заслуженного артиста КР Таланта Осмонова: одноактный модерн-балет «АЛКОО» на кыргызскую фольклорную музыку (2011 г.), концерт-балет «НА ВЕКА» по произведениям русских поэтов и композиторов (2013 г.), заглавная партия Деи в модерн-балете «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ» по мотивам романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» (2014 г.).
В составе танцевальных коллективов успешно гастролировала в разные годы в Швейцарии, Турции, Казахстане, Азербайджане, а также принимала участие в международных фестивалях и конкурсах.
За заслуги в развитии культуры и искусства республики награждена Знаком Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики «Маданияттын мыкты кызматкери» в 2015 году.

Авторы статей – руководитель литературно-драматической части Елена Мягкова,
лауреат Международного конкурса и Государственной молодёжной премии КР
им. Ч.Айтматова, заслуженный артист КР Талант Осмонов, сентябрь 2015 г.

Информация по состоянию на октябрь 2017 года.

Untitled Document
Untitled Document

Сайт поддерживается Информационным Порталом WWW.312.KG тел. , 55-55-55 e-mail: 001@312.kg